Караимская кенасса в Симферополе — это культурный памятник древнейшего народа Крыма. Караимы оставили нетленный след в истории полуострова. До сих пор ведутся оживленные дебаты о происхождении столь необычного этноса. Традиции народа тесно переплетены с традициями тюркских народов, но при этом они исповедовали иудаизм. Караимы наравне с крымскими татарами и крымчаками признаны этническим населением полуострова. Их культурное наследие на территории полуострова, трудно переоценить, достаточно побывать на караимских кладбищах, или в кенассах (молитвенных домов караимов). Вы увидите сколь необычным может быть народ как интересна его самобытность и сколь велико было его влияние на культурный образ полуострова.
Не смотря на то, что для караимов было зазорно быть бедным, и все их существование было направленно на приумножение своего богатства, они были главнейшими меценатами полуострова. Богатейшие представители народа высоко ценили искусство и творчество. Кенасса в Симферополе – это великолепный храм в мавританском, готическом и византийском стиле, значимость которого трудно переоценить. Это крепость веры, которая на протяжении всей своей истории оставалась главнейшим достоянием столичных караимов.
История создания Караимской кенассы в Симферополе
Караимская кенасса в Симферополе были построены в 1896. За пять лет до этого, встал острый вопрос о расширении храма для быстроразвивающейся еврейской общины в Столице. На тот момент социально и материально окрепшая община обратилось с письмом к Таврическому губернатору, с просьбой выделить землю под строительство молитвенного храма. Заявление было одобрено, на местности небольшой синагоги был выделен участок.
На собрании 1890 года, в котором приняли участие видные представители этноса: И. И. Казас, Я. С. Майкапар, А. И. Пастак, Ш. В. Дуван, А. Я. Хаджи, А. Я. Прик, С. С. Исакович было решено возвести здание в статус столичному. В 1891 году был заложен фундамент нового строения и уже через пять лет храм был сдан в эксплуатацию. Видные деятели общины регулярно выделяли средства, на строительство здания и позже на его содержание.
В начале 20 века в кенассах появился хор мальчиков. На протяжении второй половины 20 века кенассы переживали сложный период, связанно это было с резким уменьшением общины. После второй мировой войны, в котором караимы с большим трудом смогли отстоять свою непричастность к еврейскому народу, резко уменьшилось население общины. С упадком народа здание пришло в упадок. Позже оно было признанно как место сбора оппозиционных групп и его закрыли. Лишь в начале 80 годов Караимская кенасса была внесена в реестр памятников архитектуры полуострова, с этого момента началось его возрождение.
Где находится Караимская кенасса в Симферополе
Для приезжего туриста не составит труда найти здание кенассы. Южнее городской черты, у окраины старого города красуется культурный памятник. Этот район города славится своим религиозным разнообразием. Помимо иудейской синагоги, в окрестностях расположена древнейшая мечеть столицы Кебир Джами и красивейший Петропавловский собор. Адрес месторасположения здания кенасы: улица Караимская, дом 6. Ближайшая остановка: «Ул. Кавказская». Если вы двигаетесь с площади Ленина, направляйтесь в сторону старого города по улице Сергеева-Ценского, на пересечении улице Караимская поверните направо, по левую сторону от вас вы увидите здание кенассы. Приезжему туристу здание бросится в глаза, так как оно резко выделяется на фоне остальных зданий. Его готический орнамент, привлечет даже самого незаинтересованного гостя столицы.
Новая жизнь караимской кенассы
Начиная сначала 21 века, кенассы привлекают все больше внимания не только историков и культурологов, но и общественных деятелей. Дело в том, что за долгий период простоя, здание сильно обветшало: начала осыпаться штукатурка, рушиться первозданный орнамент. Немногочисленные вливания денежных средств от караимских общин, не сильно влияло на положение. Разрушение хоть и замедлялось, но не на долго. Несмотря на то что здание и находилось в государственном реестре культурных памятников Крыма, деньги на его восстановление практически не выделялись.
В 2014 году здание передано в безвозмездное пользование религиозной организации караимской общине „Чолпан“ главой которой выступает Д. Ю. Полканов. И уже к окончанию года, часть реконструированных комнат используются для молебен.
Сегодня на территории кенассы ведется оживленная стройка, зданию возвращается его первозданный вид. Воссоздание древнего орнамента и внутренней отделки позволят вернуть древнему строению первозданный вид. В Алуштинском парке миниатюр, возможно увидеть макет предполагаемого здания. Возлагается надежда, не только восстановить здание, как молитвенный дом, но и вернуть ему былую славу, подчеркнув жизнедеятельность древнейшего из народов Крыма.
Караимская кенасса в Симферополе — звезда Давида на вечном небосклоне мира
Слово кенасса произошло от глагола «канос», что в древнееврейском языке звучит, как собирать. Некогда великий народ полуострова, переживает свой второй рассвет. По оценкам ученных мировая община караимов насчитывает две тысячи человек. Тяжелые удары судьбы очень сократили население этноса. Но ни смотря ни на что, он сумел выжить и восстановиться. Для многих народов, канувших в Лету по причине ассимиляции, не столь важна их культурная и религиозная принадлежность, но только не для караимов. На протяжении многовековой истории, они доказали свою значимость для полуострова. Симферопольская кенасса служит подтверждениям истинны что как бы не была темна ночь, за ней обязательно последует рассвет. Одному из древнейших памятников столицы еще предстоит засиять звездой Давида на вечном небосклоне жемчужины мира.
Автор статьи: Февзиев Билял
Редактор: Кулаев Рустем